Прежде чем узнать, как снимают страшные фильмы ужасов, интересный вопрос!
А вы много знаете о персонажах из фильмов? ПРАВДА или МИФ, что образ современного Халка был срисован с Монстра Франкенштейна 1931 года?
Узнать ответ и проверить себя, вы сможете в конце статьи.
К Фильмам ужасов относятся по-разному. Кто-то физически и психологически не может даже приступить к просмотру страшных кинокартин. Есть впечатлительные люди, которые сквозь пальцы смотрят пугающие фильмы, а потом плохо спят по ночам и вздрагивают от каждого шороха. Есть и те, кто в принципе не испытывают никаких определённых эмоций от подобного кино.
Отдельная категория — ярые фанаты. На их счету десятки и даже сотни фильмов ужасов. Казалось бы, что способно напугать искушённого киномана этого жанра? С каждым годом эта задача становится всё сложнее. Так почему спустя столько картин и образов, зрители по-прежнему вздрагивают из-за скримеров (внезапно появляющихся страшных кадров с резким звуковым сопровождением) и испытывают ужас от увиденного?
Заключается ли секрет в самом принципе построения сюжета и составляющих фильмов ужасов?
Как всегда, обо всём по порядку.
Фильмы Ужасов. Как всё начиналось
Прежде всего надо понять, какое кино считать относящимся к жанру ужасы?
Вряд ли вы знали, но официальное определение фильма ужасов — это фантастика, которая пугает, шокирует или вызывает отвращение у зрителя.
Сегодня «ужасы» могут и не относиться к фантастическому жанру, но так было не всегда.
Естественно, как и все киножанры, жанр ужасы произошёл из устного фольклора, основанного на дьяволе, смерти и загробной жизни. Затем не только в устных рассказах, но и в книгах стали появляться нагоняющие страх истории о ведьмах, вампирах, оборотнях и приведениях.
Апофеозом и первой в истории книгой в жанре фантастических ужасов является роман «Франкенштейн».
Кстати, у нас есть целая статья посвящённая персонажу Франкенштейн. Почитайте и узнаете, существовал ли живой мертвец на самом деле?
Второй знаковой книгой является история об Ипполите. Если вкратце, там говорится об убийце, который после своей насильственной смерти жил в огромном доме в качестве призрака и пугал людей, снявших этот дом за подозрительно низкую цену.
Ничего не напоминает? Правильно, типичная ситуация в современных фильмах ужасов!
В средневековой Франции первыми стали появляться истории об оборотнях-убийцах.
Нередко жанр ужасы хоть и имел фантастическое происхождение, тем не менее вдохновлялся героями из реальной жизни.
Так прототипом самого известного в истории вампира Графа Дракулы послужил реальный исторический персонаж 15 века — Влад Цепеш 3-й, прославившийся своей кровожадностью и жестокостью.
Правдивую историю Графа Дракулы можете почитать в нашей статье «Возможно ли существование Вампиров? +Реальная история Графа Дракулы!»
«Ужасы» в Театре
В последующие десятилетия грамотность населения повышалась, а книги дешевели и стали доступны каждому. Это привело к массовому распространению произведений в жанре ужасы по всему миру. От космических хорроров, демонов, вампиров и мифов о приведениях до серийных убийц и маньяков.
Кстати, до появления «страшного» кино постановками в стиле ужасы занимался французский театр «Гран-Гиньоль».
Постановки в стиле реализм настолько пугали зрителя своей жестокостью и количеством искусственной крови (которая, по рассказам, просто текла рекой), что мадам и месье нередко падали в обморок. Театр вынужден был держать в штате врача, который присутствовал на каждом спектакле и был готов прийти на помощь самым впечатлительным зрителям.
Думаете, женщины трусливые и не любят ужасы? Наоборот! В 18 веке львиная доля литературы в стиле хоррор была написана именно женщинами! Более того, предназначалась она тоже для женщин! Сюжет, как правило, был завязан на том, как особа слабого пола спасается из мрачных домов и замков.
Сегодня тоже зачастую используют этот приём. Главный герой, попавший в пугающую переделку, должен быть максимально беззащитным и слабым. Лучше — женщина или ребёнок. Так ещё страшнее!
Первые фильмы Ужасов
Если говорить об экранизациях, то первые фильмы были сняты под впечатлением от деяний реальных серийных убийц, зверствовавших в больших городах. Персонажи были самыми реальными, никакой фантастики.
Этому есть логичное объяснение. Компьютерной графики во времена зарождения «ужасного» кинематографа не было. Поэтому создание призраков и летающих вампиров не стоило затраченных средств и усилий на выходе.
Стоит ли говорить, что этот жанр вмиг стал популярен, ведь животрепещущие темы всегда волновали умы людей. И как это ни прискорбно, взгляд человека всегда притягивается к чему-то ужасному.
Мало кто знает, но знаменитая картина «явление Христа народу» художника Александра Иванова была изменена автором именно по этой причине.
Образ раба из толпы людей изначально был более ужасающим. Присутствовала толстая веревка на шее, шрамы и ссадины на лице, был только один глаз. Однако художник вовремя понял, что данный персонаж будет притягивать к себе взгляды людей, а ведь ключевой фигурой в картине является Христос.
Поэтому в финальной версии у раба нет видимых изъянов. Он улыбается, и, по-видимому, рад ничуть не меньше остальных людей.
Один из первых Фильмов Ужасов
В 1912 году француз Морис Турнёр, вдохновлённый успехом ужасного театра Гран-Гиньоль (о котором мы говорили ранее), начинает снимать первые фильмы ужасов в истории.
Среди них такие, как «Рука Дьявола».
По сюжету в отрезанный от мира отель (построенный на месте бывшего кладбища) приезжает загадочный человек с непонятным свёртком, с которым он никогда не расстаётся. Со временем незнакомец сближается с другими постояльцами, а загадочный свёрток исчезает при смутных обстоятельствах. Тогда-то он и рассказывает, что его преследует сам дьявол из-за давнишнего договора, заключённого между ними.
Оказывается, в молодости главный герой, как и все желал славы, удачи и любви. Ресторатор местной забегаловки предложил сделку: главный герой покупает у него свёрток, в котором хранится талисман — отрезанная рука. Она-то и будет приносить удачу. Однако всё не так просто. До собственной смерти необходимо успеть продать эту руку дешевле, чем купил, иначе владельца ждёт вечное проклятие.
Жизнь главного героя налаживается во всех областях. И лишь появление дьявола в сюжете омрачает радость от приобретения талисмана. Дело в том, что рука была куплена за бесценок, и цену ниже никто предложить не сможет. Тогда дьявол предлагает забрать руку себе, а герою обещает вернуть жизнь со всеми ее прежними неудачами. Но владелец руки не готов так просто сдаться и вернуться из князи в грязи…
Далее фильм построен на воспоминаниях главного героя, ужасных и жестоких картинах из его прошлого.
Цензура на фильмы Ужасов
В итоге жестокость фильмов Мориса приводит к тому, что жанр ужасы подвергается строжайшей цензуре. Голливуд не выдержал и в 1930 году появился Кодекс Хейса.
Кодекс Хейса — свод правил, которые должен был соблюдать в своей картине режиссёр фильма ужасов, чтобы быть показанным на большом экране. В частности, запреты касались недопустимой лексики, наготы персонажей, упоминания религии в негативном свете и ещё 33 пункта в подобном ключе.
Кодекс Хейса был официально отменён в 1967 году.
Сегодня можно всё!
Несмотря на то, что современные фильмы ужасов практически не имеют никаких ограничений в сюжете и самих картинах, они всё равно очень похожи. Имеют схожие сценарии, персонажи попадают в одинаковые переделки при одних и тех же обстоятельствах.
И всё же держать человека в страхе помогают особые приемы построения фильмов ужасов, проверенные временем.
Речь пойдет именно о фантастических ужасах — основоположнике и прародителе остальных жанров.
13 приёмов:
1. А так всё хорошо начиналось
Усыпить бдительность в начале фильма — главный козырь любого ужастика.
Счастливая семья или веселая компания подростков приезжает в большой загородный дом. Первая половина фильма посвящена знакомству с героями и появлению единичных странностей. Зрителя всё больше держат в напряжении и лишь ближе к концу открывают карты и показывают истинное лицо зла.
Во-первых, мирное начало привлекает бóльшее число зрителей, нежели сразу жуткое. Со временем сюжет затягивает, и фильм смотрит бóльшее количество людей.
Во-вторых, чем умиротворённей будет чувствовать себя зритель изначально, тем ярче подействуют на него всевозможные пугалки.
2. Приём «Субъективный монтаж»
Всё дело в точке зрения! Субъективный монтаж — это когда зритель видит картину от первого лица. Либо мы наблюдаем за происходящим глазами главного героя, либо сам персонаж берет в руки видеокамеру, и мы будто снимаем сюжет вместе с ним.
В камеру при этом стараются поместить минимум окружающей обстановки, то есть герой сильно приближён.
Зачастую при этом есть проблемы с освещенностью, часто лишь фонарик позволяет увидеть в темноте тот злосчастный кружок, в который 100% попадёт пугающее ужасное создание.
Данный приём позволяет зрителю олицетворить себя с персонажем и глубже погрузиться в происходящее на экране. Естественно, когда нет возможности «обернуться и оглядеться вокруг», даже искушённые киноманы испытают ужас!
3. Это злосчастное «Бу!»
Без эффекта внезапности и неожиданности не обходится ни одно страшное кино.
Главный герой естественно ночью или поздно вечером отправляется на кухню и открывает дверь холодильника. Выбрав нужный продукт, он закрывает дверь и БАМ! За ней уже стоит подкравшаяся нечисть или второстепенный персонаж.
Вместо холодильника может выступать шкафчик с зеркалом в ванной комнате.
Зеркала и ванные комнаты — это отдельная история, о них поговорим в следующих пунктах.
Человека пугает внезапное появление. Персонаж должен появиться как можно резче, либо надвигаться на главного героя максимально быстро. Как итог, у зрителя нет времени подумать, оглядеться, осознать происходящее.
Вздрагивание и учащение сердцебиения — нормальная реакция при испуге. Её нельзя отменить или приглушить со временем. Она помогает животным в диких условиях при посторонних шорохах или внезапном выпрыгивании хищника из укрытия немедленно среагировать, дернуться и бежать со всех ног.
Есть у этого приема и минусы. Едва ли искушённый киноман не догадается, что когда ночью закрывается дверца, за ней непременно кто-то будет стоять. Но от этого не менее страшно!
4. Ложные Враги и резкие Звуки
К внезапностям можно также отнести моменты с животными. Чтобы держать зрителя в напряжении, пугать, но не раскрывать карт, кто же настоящий монстр раньше времени, на помощь приходят животные. Резкий лай собаки в напряженный момент, выпрыгивающие с шипением кошки, взлетающие птицы на чердаках, летучие мыши, бросающиеся бежать из-под ног еноты и т.д.
Любое внезапное появление посторонних сил непременно сопровождается сначала затиханием музыки или полной тишины, за которыми следует резкий громкий звук.
Вспомните, насколько тихо вы смотрите телевизор с утра или слушаете музыку? Никогда не замечали? Сравните уровень громкости с, например, вечерним просмотром кино. Вы удивитесь, насколько сильно в течение шумного дня наши уши становятся невосприимчивы и привыкают к постоянному фону.
Вот и в кино органы слуха подстраиваются к тишине, а значит более остро среагируют на раздражитель в виде громкого резкого звука.
Интересный факт. Ученые доказали, что звуки сирен и сигнализации воспринимаются не слуховым центром человека и не как простые звуки. За восприятие подобных раздражителей отвечает миндалевидное тело мозга, поэтому подобные звуки организм ощущает сразу как эмоцию (например, страх).
5. Темнота!
Что объединяет всех главных героев фильмов ужасов, кроме вечного перебоя в электричестве и неработающего света? Правильно, бессонница по ночам. Трудно представить себе ужастик без бродящих в темноте актёров. Ещё лучше — подняться на чердак или спуститься в подвал.
Темнота — одно из самых пугающих явлений не только в фильмах, но и в реальной жизни. От далеких предков нам досталась не только неспособность различать предметы в темноте, но и немедленно реагировать на любые звуки, движения, или вспышку в кромешной тьме.
Кстати, официальное название боязни темноты — никтофобия или скотофобия. По статистике, 8 из 10 детей до десяти лет боятся темноты. Среди взрослых подобную фобию испытывает каждый 10-й человек. А тех, кто боится не панически, а испытывает дискомфорт, и того больше.
Дело в том, что львиная доля хищников выходит на охоту в темноте. Особенности зрения делают их глаза светящимися в сумерках (например, у диких кошек). Отсюда жертва вынуждена напряжённо всматриваться в темноту, чтобы своевременно дернуться заметив подозрительный отблеск.
Кроме того, у особо впечатлительных личностей уже глубоко в голове засела установка, что всякая нечисть бродит именно в темноте. Изначально этому служили рассказы про вампиров, которые боялись солнечного света и выходились охоту только после наступления сумерек. Затем и оборотни внесли свой вклад, ведь полная Луна — символ ночи.
6. Двойной Удар
Рассмотрим типичную ситуацию. Главный герой ложится спать. Посреди ночи встаёт и идёт навстречу приключениям обследовать темный дом. После сочного пугающего «Бу!» герой вскакивает на кровати и зритель понимает, что увиденное — всего лишь сон. Но не тут-то было. Герой выдыхает с облегчением, поворачивает голову в сторону и БАМ! Видит там резко возникшее чудовищное лицо.
Двойной сердечный приступ обеспечен. Но для чего нужен подобный приём? Искушённые зрители уже давно поняли, в какие моменты режиссёры будут пугать, а в какие нет. Эффект неожиданности рассчитан на полную внезапность, отсюда напугать ко всему готовых киноманов проще всего в неподходящей для этого обстановке. В данном случае, когда зритель понял, что это был всего лишь сон, расслабился и одновременно стал максимально уязвимым для приемов фильмов ужасов.
Зачастую резко пугают и среди белого дня. Например, подростки играют в мяч в солнечный день, один из молодых людей выбегает на дорогу. Камера отъезжает, и тут с диким гудком его сбивает резко влетевший в кадр грузовик.
Или герои спокойно разговаривают в машине, когда случается внезапная авария и т.д.
Важно понять одно: страшнее всего там, где не ждёшь подвоха.
7. Отрезанность от мира. И ограниченное пространство
Режиссёры затрагивают и другие струны нашей души. Например, играют на том, что человек — существо социальное. Отсюда у героев фильма ни в коем случае не должны ловить телефоны (вот зачем нужны глухие деревни со старыми замками). А в самый страшный момент герои фильма в лучших традициях ещё и решают разойтись.
Человек боится всего неизвестного. Инстинкт самосохранения — самый сильный в природе. Он велит остерегаться всего неизведанного и избегать странного и непонятного. Любая странность в фильме заставляет нас внутренне кричать «держись от этого подальше», но главного героя «как специально» тянет именно в самую гущу событий.
Помните знаменитого Шерлока Холмса Конан Дойла? А ведь это тоже своего рода книги и фильмы ужасов. Непонятная ситуация, странные загадочные события и тревожное расследование в одиночку. Современным искушённым читателям и зрителям этого не понять, но чего стоила одна собака Баскервилей!
Сюда же отнесём всевозможные ловушки: закрытые окна, заколоченные двери, цепи с замками на воротах, внезапно захлопнувшиеся люки чердака или подвала.
В природе даже самый мирный зверь, загнанный в угол, впадает в ярость и проявляет агрессию. Настолько силён инстинкт самосохранения в безвыходной ситуации. Режиссёры предлагают и вам почувствовать, какого это — быть максимально беззащитным перед лицом опасности.
8. Его убьют или нет?
Одной из основ построения фильмов ужасов, так называемым фундаментом, является принцип неизвестности обстоятельств смерти. Персонаж не знает как, когда и при каких обстоятельствах он умрет. Зритель должен теряться в догадках.
Согласитесь, если заранее прочитать сюжет фильма и узнать, что главный герой останется жив и невредим, то сама суть ужастика со всеми его напряжёнными моментами угаснет. Зритель расслабится и будет наблюдать за пугающим приключением постороннего человека, а не дрожать от страха неизвестности.
9. Детский голос в ночи
Наивный детский голос из подвала или песенка темной ночью в пустом доме — то что мы меньше всего хотим услышать. Почему? Потому что это максимально неестественно, чтобы кто-то, тем более ребёнок, пел песенки в подвале заброшенного дома или посреди темного леса.
Сразу понятно, что нормальными детьми тут и не пахнет, а значит скоро придётся белеть от ужаса.
Кстати, для приёма диссонанса, когда от человека или предмета не ожидаешь подвоха, используют также клоунов, кукол и т.д. Безобидный объект выступает в нестандартной жестокой роли.
Есть и ещё одна причина бояться непонятных исковерканных по тональности голосов. Душевно больные люди грешат переделыванием собственных тембров. В психических больницах можно услышать разные чарующие звуки, издаваемые пациентами. Это может быть хрип, шипение, страшный шёпот, переделанный или скопированный детский голос.
Всё это, итак, крайне жутко. А если добавить атмосферу ужасного кино? Ассоциации с психически больными людьми не дадут расслабиться, когда в очередной раз вы услышите чужой голос в темноте…
10. Волосы повсюду
Какие же фильмы ужасов без акцента на волосах. Их либо расчесывают смотря в зеркало, либо ими тошнит главного героя, или они могут отваливаться с его головы клоками и т.д. Также очень многие монстры имеют грязные длинные волосы, падающие на лицо.
Дело в том, что волосы и ногти (которые тоже кстати очень любят показывать, непременно грязными и жутко расслоившимися), ассоциируются у очень многих людей с трупами. Брезгливость вполне объяснима. Ногти и волосы — неживые ткани. Природа предусмотрела в людях желание избегать всего, что ассоциируется со смертью. Ведь токсичные вещества, которые выделяет организм после смерти, могут не только сильно отравить человека поблизости, но и даже привести к его гибели.
11. Зеркала и Ванные комнаты
Сегодня трудно сказать, когда именно у людей появилась боязнь зеркал. Считается, что именно фильмы ужасов навязали нам ассоциацию, что зеркала — портал в потусторонний жуткий мир, и их стоит остерегаться.
Кстати, в психологии боязнь зеркал называется эйсоптрофобией. Зачастую эйсоптрофобия наблюдается у людей также страдающими никтофобией (боязнью темноты).
Но почему фильмы ужасов выбрали своей изюминкой именно зеркала? Во-первых, как минимум странно видеть себя перед собой. Это неестественно, ни одно живое существо в природе не видело своего отражения, или не ассоциировало себя с ним.
Кстати, ещё для этого эффекта подходят старинные картины на стенах. При этот объект смотрит на себя или знакомого человека. Подсознание понимает, что глаза могут быть лишь у одушевлённых предметов. Может быть, именно это заставляет чувствовать дискомфорт и даже страх, когда камера приближается к портрету очередного члена семейства?
Во-вторых, своё отражение в зеркале в темноте можно по ошибке принять за другой движущийся объект. В-третьих, самый страшный кошмар любого смотрящего в зеркало — увидеть у себя за спиной нечто.
Тут всё просто. Со спины любое живое существо уязвимо. Свободное пространство за спиной даёт не на шутку разгуляться фантазии особенно впечатлительных людей.
Мы уже молчим про древние поверья, что нельзя спать напротив зеркал, смотреться вдвоём, разбивать их и т.д. Всё это сулит беды, которых люди стремятся избегать.
А вспомните, сколько гаданий связано с зеркалами? Это и вызов Пиковой Дамы, и гадание на Суженого-Ряженого. Всё должно происходить ночью, со свечами, в одиночестве. Приятно в таких обстоятельствах высматривать у себя за спиной вызванные фигуры?
Всё это делает зеркала не самым дружелюбным и безопасным предметом в доме.
Ванные комнаты — излюбленная локация режиссёров фильмов ужасов. Здесь всё просто. Мы говорили ранее, что персонаж должен быть максимально беспомощным, лучше женщина или ребёнок. Чтобы придать герою ещё бóльшую беззащитность, его лишают одежды.
Вот почему так страшно видеть только что помывшуюся женщину, которая смотрится в зеркало!
12. Монстр в шкафу
А вот и привет из прошлого! Кто в детстве не боялся подкроватного монстра? А монстра, который сидит в шкафу?
Во многих фильмах мистическое чудовище непременно прячется в шкафу. Совсем замечательно, если герою кинокартины вздумается сыграть в прятки и спрятаться в этом же гардеробе, где только что высовывал свою мертвецки белёсую иссушенную руку непонятный объект.
Фобии вполне обоснованы. Во-первых, одежда в темноте всегда напоминала человеческие силуэты. Фантазия додумывала остальное. Во-вторых, родители с детства прививали страх к разного рода бабайкам, которые вылезут из шкафа к непослушным детям, не желающим ложиться спать. Как итог — закрепившийся страх, дающий с годами о себе знать.
13. Чудовище. Поведение и Грим
И напоследок о самих «звёздах программы». Чуть не забыли о главном — пугающих персонажах!
Косвенно мы уже затронули многие аспекты поведения чудовищ, которые пугают зрителей. Среди них быстрые передвижения, не оставляющие шанса подумать, что здесь вообще происходит. Непонятные голоса и звуки, странное пугающее поведение (ползание по потолку, царапание полов, выкручивание рук и ног и т.д.), и, конечно, внешний вид!
Силикон, воск, маски-накладки плюс компьютерная графика — сегодня можно создать кого или что угодно! Если раньше актёрам приходилось рисковать и даже жертвовать здоровьем ради хорошего кадра, надевая расширители ноздрей или неудобные линзы, то сегодня всего каких-то несколько месяцев на разработку маски и до 8-ми часов на грим актёра, и «ужас летящий на крыльях ночи» готов!
Обязательные атрибуты — кровь (либо указывает на то, что перед вами живой мертвец, либо — что он уже кого-то убил, и ищет следующую жертву), грязь, мертвенно-бледный или гнилостно-трупный цвет кожи (ассоциации со смертью), неопрятные волосы и ногти, часто белые глаза (как у трупа), внешние повреждения (шрамы, ссадины, рваные раны).
У большинства героев ужасного кино отвратительные огромные рты. Либо широкие, либо сильно вытягиваются вниз. Это не случайно. На подсознании любое существо стремится избегать хищников, а именно их пасти. Акулы, змеи, крупные кошки, аллигаторы и другие — все они способны убить одним сжатием челюстей. Демонстрация огромных искажённых ртов на экране усиливает страх и без того беспомощной жертвы.
Замечали, что страшные персонажи передвигаются босиком и в ночных сорочках? Первая причина такого внешнего вида — это странно. А всё, что странно — пугает. Вторая причина — параллель с призраками, ведь от них пошли воздушные длинные одеяния и не приземлённость в виде отсутствия обуви. Ну и третья причина — ассоциация с сумасшедшими людьми из психиатрических лечебниц, где часто ходят босиком и в белых халатах.
Зачем смотрят фильмы Ужасов, если страшно?
Почему же при всём пугающем наполнении люди продолжают смотреть ужастики?
Первая причина — многие фильмы интересные. Загадочные обстоятельства и события, локации полные неразгаданных тайн и т.д. Сюжет действительно цепляет и не отпускает до последних кадров.
Вторая причина — адреналин. Несмотря на то, что страх является негативной эмоцией, многие ищут возможности с ним столкнуться. Экстремальные виды спорта, развлечения из разряда «прыжки с резинкой в ущелье», парки аттракционов, фильмы ужасов — всё это места, где люди получают адреналин.
Замечали, какое умиротворение наступает в организме, когда была стрессовая опасная ситуация, но теперь всё оказалось позади? Какое облегчение разливается по всем мышцам, когда опасность миновала. Учёные объясняют это особенностями нервной системы человека. После выброса адреналина активизируется парасимпатическая система, которая нужна, чтобы восстановить ритм сердца, силы, сузить зрачки, в общем, незамедлительно ввести человека в состояние покоя.
Ради этого чувства расслабления и умиротворения многие идут на риск, подвергают себя испытаниям.
Третья причина: учёные также утверждают, что просматривая фильмы ужасов, люди могут спроецировать на себя страшную ситуацию, находясь при этом в безопасности.
Специалисты в области осознанных сновидений (когда человек во сне осознаёт, что спит, и может делать всё что ему вздумается) советуют не бороться с кошмарными снами, а использовать их во благо. Например, человеку с арахнофобией часто снится, как на него нападают пауки. В этом случае советуют не нестись сломя голову от опасности, а остановиться и взглянуть ей в лицо. Какая разница, что будет дальше, если это всего лишь сон, и вы в безопасности?
Данный приём помогает бороться с фобиями людям по всему миру.
То же самое и с хоррорами. Как приятно осознавать, что все ужасы на экране начались и закончились без вашего участия! 🙂
БУ!
А теперь вернёмся с вами к нашему вопросу. ПРАВДА или МИФ, что образ современного Халка был срисован с Монстра Франкенштейна 1931 года?
ПРАВДА
Точнее сказать срисован с лица актёра Бориса Карлоффа, который играл монстра Франкенштейна в фантастическом триллере Джеймса Уэйла 1931 года.
А вы любите смотреть фильмы ужасов?