История Подводной Лодки. От эскизов да Винчи до АПЛ

История Подводной Лодки

Прежде чем узнать, как выглядела история подводной лодки, интересный вопрос!

А вы много знаете о подводном мире? ПРАВДА или МИФ, что океан на сегодняшний день изучен хуже, чем космос?

Узнать ответ и проверить себя, вы сможете в конце статьи.

Одним из самых дорогостоящих, но в то же время и эффективнейших типов вооружения, являются подводные лодки. При их помощи осуществляется патрулирование акваторий, сопровождение судов, ядерное сдерживание или скрытные высадки диверсионно-разведывательных групп.

Лишь 33 государства в мире могут похвастаться их наличием.

Леонардо да Винчи

Самые ранние заметки о судне, способном погружаться под воду, датированы 1190 годом. Герою немецкой сказки по имени Моролф удалось построить его и скрыться от преследователей. Если верить сказанию, то плаванье продолжалось 14 дней. При этом воздух поступал через длинную трубку, выходящую на поверхность. Каких-либо набросков или чертежей до наших дней не дошло, зато хорошо сохранились эскизы, выполненные величайшим изобретателем всех времён Леонардо Да Винчи.

Его творение было овальной формы, что совпадает с нынешними очертаниями. На носу имелся мощный таран для атаки противника. А экипаж находился в помещении, расположенном по самому центру конструкции (подобие рубки).

Узнаем, как же выглядела история подводной лодки.

 

История Подводной Лодки

В 1578 году учёный Уильям Буэна создал уникальный труд, в котором изложил научное обоснование построения судов, способных передвигаться под водой. В нём он, взяв за основу «Закон Архимеда», описал возможные способы погружения/всплытия.

Уже через два года после его публикации, Магнус Петелиус и Уильям Брун сумели построить судно, опускавшееся на дно и возвращавшееся на поверхность воды. Однако двигаться в погружённом состоянии оно не могло.

Подводная лодка на кожаных мешках

Настоящий прорыв был совершён голландским подданным Корнелиусом Ван Дребелем. Его «ПЛ», изготовленная из дерева и кожи, достигала глубины в 4 метра. Чтобы опуститься, кожаные мешки наполнялись забортной водой, используемой в качестве балласта. Для всплытия они опорожнялись. Перемещения осуществлялись при помощи шеста, которым отталкивались от дна.

Произошло это в 1620 году. А уже через 4 года конструкция была дополнена вёслами, что позволило существенно увеличить скорость хода.

В 1624 году лично король Англии Яков I отважился совершить на ней небольшой поход.

Уже в 1633 году заговорили о том, что подводная лодка может быть изготовлена из металла. Французы Марен Мерсенн и Жорж Фурнье предлагали выполнить корпус из металлических листов в виде рыбы, чтобы улучшить плавучесть. А для управления предусмотрели рули в форме плавников.

Подводная лодка-металлическая рыба

Построить металлическую субмарину удалось лишь в 1691 году Дени Папену. Она была незначительных размеров: 1,68 м*1,76 м и около 80 сантиметров в ширину. Им были использованы следующие материалы: жесть (для обшивки) и железные прутья (для остова).

История Подводной Лодки. Россия — Америка

Русские умельцы тоже не отставали. В 1720 году в режиме строжайшей тайны в г. Санкт-Петербург началась закладка «ПЛ» по проекту крестьянина Ефима Никонова.

Он разрабатывал её по прямому указу Петра I, желавшего получить в состав военно-морского флота уникальное оружие, гарантировавшее ему победы на всех морях и океанах.

Первый образец успешно прошёл испытания, и начались работы над его совершенствованием. К сожалению, в следующий раз Никонов чуть сам не погиб, так как борт дал течь.

Черепаха- Подводная лодка

После кончины Императора разработки продолжились. Однако вскоре комиссия выявила растрату 400 рублей, колоссальной по тем временам суммы. И конструктор, чудом избежав сурового наказания, был навсегда отстранён от изысканий.

Существует мнение, что всё это проделки английских шпионов. Они подставили Никонова и помешали России выйти вперёд в гонке вооружений.

В 1773 году американцы спустили на воду первую лодку, принявшую участие в боевых действиях. Выполненная в форме жёлудя, она получила наименование «Черепаха». На своём борту она несла 45-киллограмовую мину, которая крепилась на борт вражеского судна.

Первая атака не окончилась успехом, так как экипаж английского фрегата сумел заметить её и потопил при помощи артиллерийских установок.

Боевые Подводные Лодки

В конце XVIII века была построена «ПЛ», движение которой осуществлялось за счёт 4-х винтов. С появлением двигателей, конструкторы по всему миру начали предпринимать попытки их применения для этих целей.

Клод Губэ, француз по происхождению, первым установил электродвигатель на подводную лодку. Его мощность составляла 50 лошадиных сил, что позволяло развивать скорость в 10 узлов (примерно 18,5 километров в час). Это была уже огромная махина с водоизмещением в 31 тонну.

Построенная по его проектам «Siren» в 1901 году произвела успешную учебную атаку броненосца. Она незаметно подобралась к нему на расстояние в 200 метров, всплыла и поразила торпедой.

К началу XX века все прекрасно понимали, что в ближайшем будущем преимуществом в море будет владеть государство, заимевшее мощный подводный флот. Применение дизельных двигателей позволило существенно повысить автономность лодок, велось усовершенствование средств навигации и управления.

Важнейшим шагом стало начало внедрения атомных установок. АПЛ появились в США, СССР и Великобритании.

Кстати, у нас есть очень интересная статья об открытии Атомной Энергии. Вам точно понравится!

Взрыв на воде

Элементы современных Подводных Лодок

Современные «ПЛ» имеют в своём составе следующие обязательные элементы:

  • Корпус

За счёт него обеспечиваются условия, необходимые для существования членов экипажа. В зависимости от количества слоёв различают: двухкорпусные и однокорпусные лодки. У вторых цистерны для забора воды находятся внутри, что уменьшает внутреннее пространство. А у первых они располагаются между слоями.

Для обеспечения наибольшей живучести, лодка поделена на отсеки, отделённые друг от друга водозапорными дверьми. В случае получения пробоины, это позволяет своевременно перекрыть отсеки и избежать потопления, ценою жизни оставшихся там людей.

  • Двигатель (источник энергии);
  • Системы погружения и всплытия

Для этого используются цистерны главного балласта (ЦГБ), размещающиеся в носу и на корме. Когда необходимо уйти под воду, они заполняются водой. А перед всплытием в них подаётся воздух.

  • Системы наблюдения, обнаружения и связи

Раньше, с учётомПерископ небольшой глубины погружения, наблюдение велось через иллюминатор, позже через перископ. Сегодня же это комплекс гидроакустического и радиотехнического оборудования, при помощи которого сканируется подводное пространство. Посылаемая радиоволна отражается от препятствий, что позволяет получать информацию об окружающей обстановке. Связь осуществляется через антенны, скрытые под обшивкой. Либо же при помощи радиобуя, всплывающего на поверхность.

В настоящее время численность экипажа может достигать 150-200 человек. В частности, на борту печально известной АПЛ «Курск» в момент трагедии находилось 118 человек.

Атомная Подводная Лодка «Курск»

«ПЛ» данной серии имеют следующие ТТХ:

Современная подводная лодка

  • Длина – 154 метра (полтора футбольных поля);
  • Высота — 18,3 (шестиэтажный дом);
  • Ширина – 18,2 м;
  • Скорость – надводная 28 км/ч, подводная 61 км/ч;
  • Максимальная глубина погружения – 500 метров;
  • Мощность двигателя – 50 тысяч лошадиных сил.

Так уж сложилось, что жители одноимённого города всегда оказывали поддержку морякам «АПЛ». Они регулярно отправляли посылки с самым необходимым: тёплые вещи, гостинцы. Согласно зародившейся традиции, три мичманских должности были закреплены за «курянами». А семьи моряков регулярно отдыхали в санаториях и здравницах Курской области.

Согласно официальной версии, причиной трагедии стала утечка водорода, возникшая в одной из торпед из-за микротрещин. Это спровоцировало серию мощных взрывов. 95 человек погибло мгновенно. Оставшиеся в живых перебрались в один из отсеков и принялись ждать помощи, которая, к большому горю, не подоспела.

И, напоследок, интересный факт!

Рекордная глубина погружения в 1027 метров была достигнута Советской субмариной «Комсомолец». Единственной, построенной по проекту под кодовым названием «Плавник».

Наша страна по-прежнему занимает лидирующие позиции в данной сфере.

А теперь вернёмся с вами к нашему вопросу. ПРАВДА или МИФ, что океан на сегодняшний день изучен хуже, чем космос?

МИФ

Если говорить о конкретных цифрах, то на глубине всего 2000 метров действительно было людей меньше, чем в том же космосе, где расстояния, пройденные человеком, исчисляются в десятках тысяч километров.

Однако несмотря на то, что человечество изучило не более 10% всего мирового океана, он хотя бы имеет границы и конец. С изучением «бесконечного» космоса это не сравнится никогда.

А вы когда-нибудь были внутри подводной лодки?

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Подпишитесь на рассылку ELRudit и всегда будьте в курсе всего самого интересного